Каким должно быть историческое образование, обсудили на форуме в МПГУ

1 октября в МПГУ стартовал Всероссийский форум «Историческое просвещение и образование: ценности и смыслы». Его участники обсудили инструменты и механизмы реализации основных положений указов Президента России, посвященных государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и историческому просвещению.

Организаторами форума, наряду с МПГУ, стали Минпросвещения России, Всероссийский научно-методический центр «Философия образования» и Ассоциация развития педагогического образования.

Приветствие участникам форума направил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Он, в частности, отметил, что министерство проводит большую работу по воспитанию молодежи, и уже есть результаты. Созданы новые учебники истории для 10-11 классов, а теперь и для 5-9 классов, с 1 сентября 2025 года будет увеличено количество часов на изучение истории в школе. Постоянно совершенствуется концепция воспитательной работы, основанная на традиционных российских духовно-нравственных ценностях.

«Я убежден, что форум собрал активных, неравнодушных людей и что он будет способствовать развитию исторического просвещения, формированию настоящих граждан и патриотов нашей могучей страны», – подчеркнул министр.

В форуме принял участие первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

В своем выступлении он отметил, что подходы к изучению истории в последние тридцать лет пересматривались несколько раз, но тем не менее всегда базировались на традиционных ценностях, свойственных народам, конфессиям, населяющим нашу страну. По мнению первого заместителя министра, система педагогического образования, в том числе МПГУ, всегда служила основой такого традиционного подхода.

«Недостаточно готовить просто образованного школьника. Нам необходим хорошо образованный патриот нашей страны, который не отделял бы собственную судьбу от судьбы нашей великой Родины», – заявил Александр Бугаев.

Он подчеркнул, что теперь школьники будут изучать мировые исторические процессы через призму истории России, а говоря о воспитательной работе, упомянул проект «Без срока давности», оператором которого является МПГУ.

В своем приветственном слове ректор МПГУ Алексей Лубков напомнил, наша страна является государством-цивилизацией, и это нормативно закреплено президентским указом. По его оценке, именно такая трактовка методологии исторического познания была характерна еще для Московских высших женских курсов и затем сохранялась во 2-м МГУ, МГПИ, а теперь в МПГУ.

Как отметил Алексей Лубков, историки, работавшие в университете в разные годы, многое сделали для исторического образования и просвещения. В частности, здесь был написан первый общегражданский учебник по истории СССР, который 18 раз переиздавался вплоть до 1956 года. Сегодня университет участвует в экспертизе учебников для школы, в том числе по истории. «Учебник 10-11 классов мы внимательно смотрели, к нашим замечаниям прислушались», – пояснил он.

Доклад ректора МПГУ был посвящен теме «Русские классики и историческое просвещение». Он рассказал, что одним из первых историков XVIII века, который руководствовался принципом россиецентричности, стал Василий Татищев, и эту национально ориентированную линию продолжил Михаил Ломоносов, а в XIX веке – Александр Пушкин, Федор Достоевский, Михаил Катков. Огромную роль в историческом просвещении молодежи сыграл Николай Карамзин – по выражению Пушкина, он открыл историю Отечества подобно тому, как Колумб открыл Америку.

Творчеству Пушкина Алексей Лубков уделил в своем докладе особое внимание, процитировав отрывок из его стихотворения «Клеветникам России». «Актуальный и сегодня вопрос о том, сольются ли славянские ручьи в русском море, Александр Сергеевич задавал двести лет назад. Понятно, что сам он отвечал на него положительно и призывал, чтобы русское море не иссякало, а только расширялось», – констатировал ректор МПГУ.

Подробнее: https://mpgu.su/novosti/istoricheskoe-obrazovanie-obsudili/