МПГУ и «Артек» провели урок «Без срока давности. Ленинград – непокоренный город»

 18-26 января 2024 года Московским педагогическим государственным университетом проводится Всероссийская акция, посвящённая 80-летию со Дня полного снятия блокады Ленинграда.

26 января 2024 года в рамках Акции состоялся открытый урок при участии первого проректора МПГУ, директора ВНМЦ «Философия образования», советника Министра просвещения Российской Федерации Натальи Скляровой, директора МДЦ «Артек» Константина Федоренко, доктора исторических наук, заместителя главного редактора «Военно-исторического журнала», ведущего специалиста ВНМЦ «Философия образования» Владимира Кикнадзе, сотрудников Управления общественных проектов МПГУ.

В открытом уроке в дистанционном формате приняли участие обучающиеся профильных психолого-педагогических классов Университета, образовательных организаций Московской области, Анапы, новых регионов Российской Федерации.

Открывая урок, Наталья Склярова обратила внимание присутствующих на деятельность Министерства просвещения Российской Федерации, направленную на сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне: «Министерством просвещения Российской Федерации ведется системная работа, направленная на сохранение исторической правды. Кратно был увеличен объем материала об истории Великой Отечественной войны, где больше внимания уделено событиям блокады Ленинграда, геноциду советского народа нацистами и их пособниками. В российское образовательное пространство через урочную и внеурочную деятельность интегрируются материалы федерального проекта «Без срока давности».  Традиционным стала организация памятных мероприятий в образовательных организациях ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа. Яркий тому пример – урок, в котором мы сегодня участвуем и тысячи уроков, посвященных снятию блокады Ленинграда, проведенных нашими педагогами по всей стране».

Константин Федоренко, обращаясь к участникам урока, отметил: «Сегодня в «Артеке» находятся ребята, которые приехали из нынешнего Санкт-Петербурга. Многие из них – потомки тех самых блокадников. Эти дети проводят большую работу в своих образовательных организациях и в «Артеке» рассказывают остальным ребятам об истории своего города-героя. Участвуя в уроке, мы продолжаем наш проект «Без срока давности», вносим свой вклад в сохранение исторической правды о событиях Великой Отечественной войны».

Красной нитью через весь урок проходила «Блокадная книга» Д. Гранина и А. Адамовича. Эта книга ‒ повествование о городе-мученике, основанное на живых свидетельствах блокадников. «Блокадная книга» составлена из воспоминаний и дневников нескольких сотен человек. Оказалось, что у каждого есть своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти… Это были разрывающие душу рассказы.

Зачитывая дневниковые записи из «Блокадной книги», старшеклассники с особыми чувствами сострадания и уважения рассказывали ребятам об одной их самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Никого не оставили равнодушным строки из «Блокадной книги» о детях Ленинграда, мыслях, которые одолевали блокадников, примерах истинного патриотизма, мужества и силы духа наших соотечественников.

Участвовавшие в уроке артековцы из Санкт-Петербурга рассказали, что для них, современного поколения жителей города-героя, значит блокада Ленинграда, как сохраняется память и правда об этих событиях.

В завершении урока к его участникам обратился Владимир Кикнадзе, который выразил благодарность ребятам и педагогам за проникновенное чтение «Блокадной книги», работу, которую они проводят в своих образовательных организациях, внося посильный вклад в сохранение исторической памяти о защитниках и жителях блокадного Ленинграда.

Завершился урок строками из «Блокадной книги»: «Современникам не дано узнать, что из пережитого ими история отберет на века, что истлеет в газетной подшивке, а что превратится в легенду. Конечно, хочется думать, что ленинградская блокада останется надолго в памяти народов. Но какой она увидится потомкам? Как время перекроит ее, что сотворит из тысяч трагедий, какой миф…». И это уже наша с вами история, сохранить её, не искажая, в наших силах...

Проведение урока «Без срока давности. Ленинград – непокоренный город» стало одним из завершающим мероприятием в рамках Всероссийской акции, посвящённой 80-летию со Дня полного снятия блокады Ленинграда. 27 января в рамках Акции к молодежи, ныне живущим поколениям в видеоформате обратятся сами блокадники, живые свидетели геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны.

- Акция стартовала 18 января, в день, когда в 1943 году советскими войсками был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, а финальным аккордом этого большого всероссийского мероприятия стало проведение сегодняшнего урока. С 18 по 26 января в рамках Акции был организован и проведен ряд масштабных образовательно-просветительских мероприятий, киноуроков, вебинаров, встреч сотрудников МПГУ с детьми. Управлением общественных проектов в рамках Акции подготовлены методические рекомендации для проведения воспитательных мероприятий в образовательных организациях, - отметила начальник Управления общественных проектов МПГУ Светлана Третьякова.

После проведения урока, сотрудники МПГУ вместе с ректором Университета Алексеем Лубковым почтили память блокадников и защитников Ленинграда, возложив цветы у памятного знака «Ратное служение МПГУ».

Справочно

«Без срока давности» - это масштабный просветительский проект, направленный на сохранение у современников памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, проводятся полевые работы, просветительские акции, научно-практические конференции и форумы. Школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве волонтёров, членов поискового движения, участвуют в исследовательской деятельности

Московский педагогический государственный университет – федеральный оператор образовательно-просветительских мероприятий Минпросвещения России по реализации проекта «Без срока давности». Университет обеспечивает организационное, научно-методическое сопровождение Проекта.