«Я умираю, но не сдаюсь!»: годовщина появления исторической надписи в Брестской крепости

    20 июля 1941 года на одной из стен Брестской крепости появилась надпись, вошедшая в историю как символ героизма и верности Родине. Солдат нацарапал на стене: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20/VII-41». Обстоятельства появления надписи остаются неизвестными. Правда, некоторые историки даже установили имя автора. Предположительно, им был военнослужащий 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД СССР Федор Рябов. Он стал одним из последних защитников Брестской крепости.

    Трагическая и одновременно героическая история обороны цитадели в Западной Белоруссии в июне-июле 1941 года уже давно вошла в анналы истории. В первый день войны 22 июня 1941 года находившаяся на государственной границе крепость приняла неравный бой с превосходящими силами противника. Согласно плану «Барбаросса», предполагавшему стремительный удар и уничтожение СССР до наступления зимы 1941/1942 гг., Брестская крепость должна была сдаться в течение нескольких часов. Однако защитники крепости продемонстрировали героизм и невероятную силу духа, сорвав планы врага. Несмотря на утренний артобстрел, уничтожение большого количества живой силы, советские войска оказали сопротивление, когда немецкие войска попытались произвести зачистку укреплений. Силами военных возникло три крупных очага сопротивления. Их командирами стали полковой комиссар Ефим Фомин, капитан Иван Зубачев (район Холмских ворот), майор Петр Гаврилов (Кобринские укрепления) и лейтенант Андрей Кижеватов (район 9-й погранзаставы 17-го Брестского пограничного отряда войск НКВД). Крепость была окружена и в течение месяца продолжала неравное сопротивление. Периодически защитники крепости совершали попытки прорыва, но большая их часть закончилась поражением. Лишь небольшая горстка солдат продолжала оказывать сопротивление вплоть до конца июля 1941 года. 23 июля тяжело раненным и практически в состоянии обезвоживания был взят в плен майор Петр Гаврилов. Он стал одним из последних уцелевших защитников цитадели.

    Одной из самых героических страниц обороны крепости была борьба женщин и детей, сражавшихся в одном строю с военными. Капитан Владимир Шабловский, возглавивший оборону в районе Западного форта и домов командного состава на Кобринском укреплении, держал оборону в течение 3-х суток. Вместе с ним сражалась его жена Галина Корнеевна. Шабловский погиб при попытке прорыва 24 июня 1941 года, а его супруга попала в оккупацию. Там она была связной, а за сотрудничество с партизанами после длительных пыток Галина была казнена. Другая участница обороны, санитарка Валентина Зенкина, также активно помогала советским войскам, а после окончания сражения занималась подпольной работой, вызволяла заключенных из немецких лагерей, участвовала в партизанском движении.

    По разным данным, при обороне крепости погибло около 2 тыс. советских граждан, почти 7 тыс. человек были взяты в плен. Но какое количество гражданских людей погибло в те дни? В крепости вместе с расквартированными частями находились члены семей военнослужащих. Немалое количество детей и женщин погибли во время обороны или сразу после её окончания, однако количество погибших гражданских неизвестно. Но в последнее время стало известно о судьбах людей, которые жили недалеко от крепости. В июне 1941 года немцами были уничтожены жители деревень Александрово и Приборово. Зимой 1941/1942 гг. в одной из белорусских деревень были убиты члены семьи погибшего лейтенанта Кижеватова. Благодаря активной поисковой работе сейчас установлены места расстрелов мирных жителей в других районах Брестской области . Сведения об этих и других злодеяниях были опубликованы в сборнике «Брестская область», изданном в рамках проекта «Без срока давности», и на портале «Белорусские деревни, сожжённые в годы Великой Отечественной войны».