По инициативе Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Российским обществом «Знание», Российским военно-историческим обществом и Институтом содержания и методов обучения им. В.С. Леднева на базе МГИМО МИД России 23 октября 2025 г. стартовали основные мероприятия форума учителей истории и обществознания. На его повестке – ключевые вопросы исторического образования и просвещения. Мероприятие объединило более 300 педагогов, экспертов в области образования, руководителей ведомств и известных общественных деятелей.
23 октября участников пленарного заседания «Защита исторической правды: вклад учителей истории и обществознания» приветствовал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он подчеркнул особую роль педагогов-историков в формировании мировоззрения подрастающего поколения.
«Сегодня на форуме мы говорим о преподавании истории и обществознания – двух важнейших ключевых предметах, формирующих мировоззрение наших школьников. Важной темой обсуждения станет увеличение часов на изучение истории. Со своей стороны мы подготовили единые программы, внедряем единые учебники по истории. Многие из вас уже работают с учебниками для старших классов», – заявил Министр.
Сергей Кравцов обратил внимание, что в рамках форума будет обсуждаться проект Концепции исторического просвещения в школе, которая разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 314.
«Мы подготовили Концепцию исторического просвещения. На форуме в том числе пройдет ее обсуждение, и по итогам мы планируем утвердить эту концепцию с учетом ваших предложений и замечаний», – сказал Министр просвещения.
На пленарном заседании также выступили с докладами почетные гости форума: руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева, первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования», советник Министра просвещения Российской Федерации Наталья Склярова, руководитель ИСМО им. В.С. Леднева Максим Костенко, генеральный директор Российской государственной библиотеки им. Б.Н. Ельцина Юрий Носов и др.
В своем докладе Елена Малышева отметила, что «историческая память – это экосистема гражданственности, в которой мы существуем, и она требует отдельного научного осознания и определения».
Максим Костенко при выступлении подчеркнул, что историческое просвещение является основой обновления содержания, методов и средств обучения всего школьного образования. Он обратил внимание, что на портале «Единое содержание общего образования» уже опубликован проект Концепции исторического просвещения в образовательных организациях и пригласил всех желающих ознакомиться с документом.
Наталья Склярова в своем докладе «Просветительские проекты как инструмент исторического просвещения при реализации государственной политики в сфере воспитания» познакомила участников форума о проведенном ВНМЦ «Философия образования» всероссийском онлайн-опросе, в котором приняли участие 16 800 респондентов в возрасте от 14 до 35 лет. Даже небольшая часть его результатов говорит о том, что важны не просто мероприятия, а нужна система воспитания, которая формирует в том числе и волевые качества человека. Как ведущему педагогическому вузу МПГУ Министерством просвещения поручено сопровождение двух важнейших направлений в части воспитания и просветительской деятельности ‒ информационно-аналитическое и техническое сопровождение полномочий по планированию и осуществлению просветительской деятельности, а также организационного и методического сопровождения образовательно-просветительских мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по реализации проекта «Без срока давности».
В заключение Наталья Юрьевна продемонстрировала результаты работы в рамках проекта «Без срока давности», которые позволяют не только их интегрировать во все сферы образовательной детальности, но и говорить о созданной за пять лет реализации образовательной среде проекта «Без срока давности».
На пленарном заседании также присутствовали проректор по развитию Василий Страхов, заведующий кафедрой методики преподавания истории Института истории и политики Елена Саплина, начальник Управления общественных проектов Светлана Третьякова и помощник первого проректора Елена Романова.
В работе экспериментальной площадки форума «История нашего края» в качестве экспертов приняли участие Владимир Шаповалов, политолог, член правления Российской ассоциации политической науки, руководитель проектов ЭИСИ, Елена Бродовская, ведущий специалист ВНМЦ «Философия образования», директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Участниками стратегической сессии «Учебные предметы «История» и «Обществознание». Внутришкольный контроль и государственная итоговая аттестация как отражение требований ФГОС» стали Марина Несмелова, заместитель директора по учебной работе Института истории и политики и Елена Саплина, заведующий кафедрой методики преподавания истории Института истории и политики.