1.6. Организация дискуссии на основе исторических источников по теме «Угон на принудительные работы»

Задача 1. Раскрыть перед обучающимися актуальность проблемы осмысления геноцида советского народа путём организации дискуссии на основе изучения источника(-ов) исторической памяти об угоне на принудительные работы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1.6. Организация дискуссии на основе исторических источников по теме «Угон на принудительные работы»

Самыми тяжелыми для Советского Союза последствиями Великой Отечественной войны являются его людские потери – это и военное, и гражданское население общим числом почти 27 миллионов человек. Среди них ‒ угнанные на принудительные работы, это почти 5 миллионов человек.

Хочется сказать, что нам очень мало известно о людях, которые были угнаны на принудительные работы, а тем более об их жизни, страданиях и смерти. У нас, конечно, имеются документы, но они дают очень мало информации. Разберем один из них: акт Волотовской районной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков об угоне мирных граждан района в немецкое рабство (Документ).

В акте установлено, что немецко-фашистские захватчики за время оккупации района в 1941–1944 гг. насаждали свой рабский режим и в больших масштабах угоняли гражданское население на каторжные работы.

Из документа известно: «…угонялось не только взрослое трудоспособное население, а также дети и старики, которых фашистские варвары, видимо, хотели приспособить для разного рода работ у себя в тылу. Всего по району было угнано 957 человек, из них трудоспособного населения 616 человек. Нетрудоспособного (детей, подростков и стариков) 341 человек».

После ознакомления с данным документом можно понять, что во время 1941–1944 гг. было угнано только в одном Волотовском районе практически тысяча человек. Мы не знаем их имена и дальнейшую судьбу.


Одна из главных задач российского исторического образования – сохранить историческую правду для граждан нашей страны и жителей всего постсоветского пространства, бесследно сгинувших на чужбине. Как сохранить данную информацию? Как увеличить объем данной информации?

1.6. Организация дискуссии на основе исторических источников по теме «Угон на принудительные работы»

Основываясь на изученной информации и своих знаниях ответьте на вопросы:

1

Как сохранение исторической памяти о жертвах геноцида советского народа способствует недопущению возрождения идей нацизма в обществе?

2

Какие формы оказания помощи пострадавшим от действий ВСУ и украинских неонацистов, вы знаете?

Задания:

Дополнительные материалы для расширения проблемно-ситуационной задачи: